Контроль арбитражных управляющих арбитражным судом РФ

 Контроль арбитражных управляющих арбитражным судом РФ

 

 Основное правовое регулирование контроля арбитражного суда за деятельностью арбитражного управляющего установлено в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)".

     Если вы участвуете в процедуре банкротства, то ваши права и интересы могут быть затронуты деятельностью (действиями) арбитражного управляющего. Это касается как кредиторов, так и должника, в отношении которого возбуждено дело банкротстве, а также третьих лиц.
     Контроль за действиями арбитражного управляющего осуществляют различные субъекты как государственные (Суд, Министерство юстиции), так и не государственные (собрание кредиторов (комитет кредиторов), саморегулируемая организация арбитражных управляющих).

     Суд контролирует действия арбитражных управляющих в различных формах. Этот контроль реализуется:

     1) в деле о банкротстве (утверждение арбитражного управляющего, отстранение арбитражного управляющего, его освобождение, рассмотрение его отчетов);
     2) вне дела о банкротстве посредством привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности;
     3) в отдельном процессе по иску о взыскании с арбитражного управляющего убытков, причиненных его действиями, либо страхового возмещения со страховой компании, которая застраховала ответственность арбитражного управляющего, либо взыскания возмещения за счет фондов саморегулируемой организации.


     Саморегулируемая организация в порядке, предусмотренном законом (пункт 3 статьи 45 Закона о банкротстве), направляет список из трех кандидатур арбитражных управляющих в арбитражный суд. Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур.


     Судебная практика разъясняет применение порядка утверждения арбитражного управляющего. В частности, устанавливается, что при наличии отвода в отношении кандидатуры арбитражного управляющего такой арбитражный управляющий не может быть утвержден. Отводы кандидатуре арбитражного управляющего заявляются в процессе судебного заседания по рассмотрению вопроса о его утверждении. В протоколе судебного заседания должны быть указаны данные о заявленных отводах . Заявитель или представитель собрания кредиторов, равно как и должник не обязаны мотивировать заявленный отвод.

     После заявленных отводов оставшаяся кандидатура арбитражного управляющего утверждается судом, за исключением случаев выявления нарушений процедуры отбора или несоответствия отобранной кандидатуры требованиям закона, предъявляемым к арбитражным управляющим (о наличии статуса индивидуального предпринимателя, наличии высшего образования и соответствующего стажа, прохождения экзамена и стажировки, отсутствия судимости, членства в саморегулируемой организации, наличии страховки и др.). Участники процесса, предоставив соответствующие доказательства, могут указать арбитражному суду на наличие указанных препятствий к утверждению арбитражного управляющего. Арбитражный суд должен проверить это, в чем и заключается контроль арбитражного суда за арбитражным управляющим при его утверждении судом.

     Любые лица, которые участвуют в деле о банкротстве (статья 34 Закона о банкротстве) или в арбитражном процессе по делу о банкротстве (статья 35 Закона о банкротстве), вправе обратиться с жалобой в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, на действия (бездействие) арбитражного управляющего, если последний нарушает их права или законные интересы (статья 60 Закона о банкротстве).

     Арбитражный управляющий имеет право подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей (пункт 3 статьи 24 Закона о банкротстве). Такие же права управляющим предоставлены законом особо в процедурах финансового оздоровления (пункт 5 статьи 83 Закона о банкротстве), внешнего управления (пункт 1 статьи 97 Закона о банкротстве), конкурсного производства (пункт 1 статьи 144 Закона о банкротстве).
     Определение арбитражного суда об освобождении управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. При этом обжалование определения не приостанавливает его исполнения.

     Арбитражный управляющий освобожденный от исполнения обязанностей обязан в течение трех дней передать соответствующую документацию, печати, штампы и материальные ценности вновь утвержденному арбитражному управляющему. Если данная обязанность не исполняется арбитражный суд может выдать исполнительный лист, который направляется судебному приставу-исполнителю и позволяет принудить освобожденного арбитражного управляющего к исполнению его обязанности.

     Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с Законом о банкротстве, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, установленных Правительством, является основанием для отстранения арбитражного управляющего арбитражным судом по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.

     В случае исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации арбитражный управляющий отстраняется арбитражным судом от исполнения своих обязанностей на основании заявления саморегулируемой организации (пункты 1 - 2 статьи 25 Закона о банкротстве).

     Арбитражный суд в судебном заседании определяет наличие или отсутствие оснований для отстранения арбитражного управляющего.
     Для каждой из процедур банкротства (за исключением мирового соглашения) устанавливаются уточняющие положения об отстранении арбитражного управляющего, которые должны соблюдаться арбитражным судом.
   
  Временный управляющий может быть отстранен от исполнения обязанностей:
     - в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение временным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;
     - в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица временным управляющим, в том числе если такие обстоятельства возникли после утверждения лица временным управляющим, т.е. в том случае, если управляющий не мог быть утвержден, так как не отвечал требованиям, предъявляемым законом к арбитражным управляющим.
    
 Административный управляющий может быть отстранен по таким же основаниям, а также на основании решения собрания кредиторов в случае не исполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на административного управляющего обязанностей, установленных Законом о банкротстве. Конкурсный управляющий может быть отстранен на основании ходатайства собрания кредитора (комитета кредиторов) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей.
   
  Внешний управляющий помимо всех перечисленных выше оснований может быть также отстранен от исполнения обязанностей на основании решения собрания кредиторов в случае невыполнения предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности.
     Определение суда об отстранении арбитражного управляющего может быть обжаловано.
     Для различных процедур банкротства законом устанавливаются требования к арбитражному управляющему по представлению в арбитражный суд определенных данных и отчетов о своей деятельности.
    
 Временный управляющий
по окончании наблюдения, но не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением:
     реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;
     бюллетеней для голосования;
     документов, подтверждающих полномочия участников собрания;
     материалов, представленных участниками собрания для ознакомления и (или) утверждения;
     доказательства уведомления кредиторов о собрании;
     иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.

     Административный управляющий в финансовом оздоровлении предоставляет заключение при окончании этой процедуры, включая досрочное ее окончание, в арбитражный суд. Заключение должно содержать данные о выполнении плана финансового оздоровления и к нему прилагаются копии отчета должника о результатах финансового оздоровления и перечень погашенных или непогашенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Заключение административного управляющего рассматривается в судебном заседании, по итогам которого арбитражный суд соответственно принимает один из судебных актов:
     определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
     определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
     решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
     В обязанности внешнего управляющего входит разработка плана внешнего управления (пункт 1 статьи 106 Закона о банкротстве), который утверждается собранием кредиторов и представляется внешним управляющим в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов (пункт 4 статьи 107 Закона о банкротстве).

     В случае, если в ходе внешнего управления удовлетворены все требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, внешний управляющий не позднее чем через месяц с даты удовлетворения всех требований кредиторов уведомляет их об этом и представляет на утверждение арбитражного суда отчет внешнего управляющего (пункт 2 статьи 117 Закона о банкротстве). Этот отчет внешнего управляющего собранием кредиторов не рассматривается, поскольку предполагается, что все требования кредиторов удовлетворены, и кредиторы не заинтересованы проводить собрание. Контроль за обоснованностью действий арбитражного управляющего осуществляется судом.

Отчет внешнего управляющего должен содержать:

     баланс должника на последнюю отчетную дату;
     отчет о движении денежных средств;
     отчет о прибылях и убытках должника;
     сведения о наличии свободных денежных средств;
     расшифровку оставшейся дебиторской задолженности и правах должника;
     сведения о кредиторах, чьи требования были удовлетворены.

     Отчет внешнего управляющего и жалобы на его действия при их наличии рассматриваются арбитражным судом не позднее чем через месяц с даты получения отчета внешнего управляющего (пункт 3 статьи 119 Закона о банкротстве).
     Арбитражный суд отказывает в утверждении отчета внешнего управляющего в случае, если:
     требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены;
     отсутствуют признаки восстановления платежеспособности должника;
     имеются обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения.

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего выносится судебный акт:

     о прекращении производства по делу в случае удовлетворения всех требований кредиторов или в случае утверждения судом мирового соглашения;
     о переходе к расчетам с кредиторами при наличии достаточных к этому средств и решения об этом собрания кредиторов;
     о продлении срока внешнего управления, если об этом заявлено ходатайство;
     об отказе в утверждении отчета, если платежеспособность не восстановлена и признании должника банкротом.
     После производства расчетов с кредиторами арбитражный суд проверяет отчет внешнего управляющего и прекращает производство по делу, если расчеты произведены, либо принимает решение о признании должника банкротом, если расчеты не произведены.

     В ходе конкурсного производства арбитражный управляющий обязан по требованию арбитражного суда представлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности (пункт 3 статьи 143 Закона о банкротстве). На практике арбитражные суды часто выносят определение о предоставлении конкурсным управляющим отчета о своей деятельности ежемесячно, т.е. также как он обязан отчитываться по общему правилу перед собранием (комитетом) кредиторов.

     После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий должен представить в арбитражный суд отчет о результатах конкурсного производства. К отчету прилагаются:
     документы, подтверждающие продажу имущества должника;

     реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;
     документы, подтверждающие погашение требований кредиторов (статья 147 Закона о банкротстве).
     После рассмотрения отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Определение о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
     В процессе своей деятельности арбитражный управляющий часто нуждается в привлечении специалистов (юристов, экономистов, бухгалтеров и др.). Законодательство о банкротстве предусматривает возможность оплаты деятельности таких лиц за счет средств должника. Судебная практика устанавливает, что разумность таких расходов контролируется судом.

     Если временный управляющий привлекал для обеспечения осуществления своих полномочий (деятельности) на договорной основе иных лиц (специалистов, специализированные организации) с оплатой их деятельности (вознаграждения) за счет имущества должника, то в случае неоплаты руководителем должника работ, принятых временным управляющим, вопрос об их оплате решается арбитражным судом.

     При рассмотрении заявления об оплате произведенных соответствующими специалистами работ арбитражный суд оценивает необходимость и обоснованность произведенных расходов и их размер. По результатам рассмотрения данного заявления арбитражный суд выносит определение, в котором указывает размер подлежащих выплате сумм, и выдает исполнительный лист на их взыскание .

     Арбитражный управляющий может быть привлечен к административной ответственности

     Административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 14.13 КоАП РФ). Неправомерные действия при банкротстве - это несоблюдение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о банкротстве. Арбитражный управляющий, совершивший такие действия может быть дисквалифицирован на срок до трех лет (статья 3.11 КоАП РФ).

     В обязанность арбитражного управляющего, утвержденного арбитражным судом, входит обязанность возмещать убытки должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещения таких убытков (пункт 4 статьи 24 Закона о банкротстве). Арбитражный управляющий в силу общих положений гражданского права обязан возместить убытки добровольно.

     Законодательство предусматривает, что арбитражный управляющий, причинивший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения требований Закона о банкротства убытки должнику, кредиторам, иным лицам, не может быть утвержден арбитражным управляющим до полного возмещения таких убытков (пункт 3 статьи 25 Закона о банкротстве).

     Взыскание убытков с арбитражного управляющего, если эти убытки причинены юридическому лицу или государству, осуществляется арбитражным судом в самостоятельном процессе (деле), вне рамок дела о банкротстве по общим процессуальным правилам. Граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, могут обратиться за защитой своих прав в суд общей юрисдикции.

     Должник, кредитор, иные лица, если они считают, что их права были нарушены арбитражным управляющим в связи с чем они потерпели убытки могут обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании убытков. При этом они должны указать в чем заключается правонарушение арбитражного управляющего и какие убытки вследствие этого ими понесены.

     Законодательство о банкротстве предусматривает обязательное страхование ответственности арбитражного управляющего. При этом каждый арбитражный управляющий должен застраховать свою ответственность не меньше чем на три миллиона рублей. Такое страхование должно поддерживаться каждый год, т.е. постоянно. Кроме того, при утверждении арбитражного управляющего в конкретном деле о банкротстве, он обязан дополнительно застраховать свою ответственность в размере, который зависит от величины активов (имущества) должника. Этот размер страховки может превышать двадцать миллионов рублей (пункт 8 статьи 20 Закона о банкротстве).
     Лица, которым причинены убытки действиями арбитражного управляющего, могут претендовать на выплату им страхового возмещения.

     Кроме того, для целей возмещения возможных убытков, причиненных действиями арбитражных управляющих, законодательство предусматривает наличие специальных компенсационных фондов в саморегулируемых организациях арбитражных управляющих. Каждая саморегулируемая организация состоит не менее чем из ста арбитражных управляющих, каждый из которых должен внести в компенсационный фонд не менее чем пятьдесят тысяч рублей. Таким образом, компенсационный фонд должен составлять не менее пяти миллионов рублей. Некоторые саморегулируемые организации устанавливают более высокий размер взноса и, следовательно, компенсационный фонд превышает сумму в пять миллионов рублей. Эти средства имеют целевое назначение и могут расходоваться только на возмещение убытков, причиненных арбитражными управляющими. Любое лицо, которое считает, что ему причинены убытки, действиями арбитражного управляющего, может потребовать их возмещения за счет компенсационного фонда. Если обоснованное требование не удовлетворено оно подлежит защите судом.

     Данные о размере компенсационного фонда и о страховых организациях, осуществляющих страхование гражданской ответственности арбитражных управляющих можно получить в саморегулируемой организации, в которой состоит конкретный управляющий, либо в территориальных подразделениях Министерства юстиции.


     Законодательство предусматривает не только судебный контроль за деятельностью конкретного арбитражного управляющего, но также их организаций саморегулирования, чем достигается опосредованный контроль за арбитражными управляющими.


     В своей деятельности саморегулируемые организации обязаны соблюдать требования, установленные законодательством, и направленные на обеспечение законных интересов лиц, чьи права затрагиваются действиями арбитражных управляющих. Саморегулируемые организации призваны обеспечить высокий профессионализм арбитражных управляющих и их добросовестность и безупречность в осуществлении своей деятельности.

     Закон предусматривает функционирование государственного регулирующего органа - федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В настоящее время таким органом является Министерство юстиции. Оно проводит проверки деятельности саморегулируемых организаций в порядке, установленном Правительством, и обращается при необходимости в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемых организаций из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в случаях нарушения ими законодательства.
     Такие дела рассматриваются арбитражными судами.

(По материалам Высшего Арбитражного Суда РФ)

источник:au-journal.ru

 
Смотреть статьи по теме:

Категория: Заёмщик Должник | Добавил: Bankrot_59Ru (21.04.2019) | Автор: Федресур о банкротстве должника РФ. E W
Просмотров: 7762 | Теги: процедура, доверенность, процедура банкротства, ликбез, Пермского, КоммерсантЪ, конкурсный управляющий, арбитражный управляющий, оздоровление, края | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar