menu

Банкротство гражданина должника

Банкротство гражданина должника

Банкротство гражданина должника

Процедуры банкротства гражданина -должника регламентирована процессуально     

               Необходимость рассмотрения имущественных требований к гражданину-должнику, вытекающих из ненадлежащего исполнения последним долговых обязательств перед кредитором, в том числе и посредством процедуры банкротства этого гражданина, в судах общей юрисдикции согласно их компетенции, а не в арбитражных судах обусловлена как обстоятельствами объективного характера, так и субъектным составом данных правоотношений в силу следующих причин.

       Гражданин-должник, не обладающий статусом индивидуального предпринимателя, участвует в имущественных правоотношениях с целью личного потребления (приобретения) товаров, работ, услуг, не предназначенных для предпринимательской деятельности, в связи с чем не является субъектом экономической деятельности.

         Так как заключаемые с участием такого гражданина договоры не носят экономического характера, взыскание образовавшейся вследствие их ненадлежащего исполнения задолженности направлено в первую очередь на исполнение гражданином своих обязательств перед конкретным кредитором и на возможность вновь стать полноценным субъектом гражданско-правовых отношений, а не на обеспечение финансового оздоровления и дальнейшего экономического развития или выведение из гражданского оборота, как это предусмотрено в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

         Как показывает опыт мировой юстиции по рассмотрению судами дел о банкротстве граждан, в большинстве стран эти дела разрешаются судами общей юрисдикции либо находящимися в их ведении специально созданными для рассмотрения таких дел судами (например, в Германии указанные дела рассматриваются судом, находящимся под юрисдикцией центрального земельного суда по гражданским делам; в США – специальными судами по делам о банкротстве, входящими в систему судов общей юрисдикции).

      Гражданин-должник, не наделенный статусом индивидуального предпринимателя, в отношении которого будет разрешаться вопрос о признании его несостоятельным (банкротом), кроме того, является участником иных правоотношений, например семейных, жилищных, трудовых. Без учета особенностей действующего правового регулирования таких правоотношений, не связанных с долговыми обязательствами гражданина, невозможно проведение процедуры банкротства в целом.

            В случае рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве гражданина разрешение вопросов определения размера долговых обязательств должника, установления объема конкурсной массы и т.п. будет связано с необходимостью исследования иных вопросов, вытекающих из семейных, гражданско-правовых, трудовых и иных отношений, субъектом которых является гражданин-должник, что в силу характера и субъектного состава этих отношений предметом разрешения арбитражных судов быть не может. Иное противоречило бы общим принципам разграничения юрисдикционных полномочий между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, установленным в главе № 7 Конституции РФ и нормах федеральных конституционных законов.

        Отнесение же дел о несостоятельности (банкротстве) граждан к ведению судов общей юрисдикции будет способствовать обеспечению реализации права граждан-должников на доступ к правосудию, поскольку иное, учитывая построение системы арбитражных судов, будет сопряжено с необходимостью участия граждан в делах, рассматриваемых судами, значительно удаленными от места их жительства.

    Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) граждан судами общей юрисдикции не потребует никаких дополнительных расходов из средств федерального бюджета.

          Кроме того, исходя из накопленного судами общей юрисдикции опыта в обеспечении защиты экономически слабой стороны процесса, каковой в данном случае является гражданин-должник, рассмотрение таких дел именно судами общей юрисдикции будет способствовать усилению социальной защиты граждан в рамках дел о банкротстве.

          Проектом федерального закона «О внесении изменений в ГПК РФ» предусматривается дополнение подраздела IV «Особое производство» раздела II ГПК РФ главой 321 «Признание гражданина несостоятельным (банкротом)», устанавливающей процессуальный механизм и особенности рассмотрения судами указанной категории дел по правилам особого производства с распространением на них общих положений, сформулированных для данного вида судопроизводства в главе 27 Кодекса, включая правила о субъектном составе лиц, участвующих в деле, и порядке рассмотрения и разрешения дела.

         Рассмотрение судами общей юрисдикции дел о признании гражданина несостоятельным (банкротом) предполагается осуществлять в порядке особого производства, учитывая следующее.

         Под несостоятельностью (банкротством) в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» понимается неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

         Таким образом, в делах о несостоятельности (банкротстве) судом устанавливается юридический факт неплатежеспособности должника, что влечет возникновение обязательств должника по осуществлению платежей своим кредиторам, требования по которым удовлетворяются по особым правилам в рамках соответствующих процедур банкротства. В случае признания платежеспособности гражданина, а также в случае установления при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства наличия спора о праве, подведомственного суду, эти требования подлежат разрешению в порядке искового производства.

        Предлагаемые законопроектом особенности рассмотрения и разрешения дел о несостоятельности (банкротстве) граждан, предусмотренные в главе 321, сводятся к следующему:

  • устанавливается территориальная подсудность данной категории дел – по месту жительства гражданина-должника;
  • правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина несостоятельным (банкротом) наделяются сам должник, кредиторы, а также иные лица, которым такое право предоставлено законодательством о несостоятельности (банкротстве), например уполномоченные органы;
  • помимо общих требований, установленных ГПК РФ, предусматриваются особые требования к содержанию заявления о признании гражданина несостоятельным (банкротом) и перечню прилагаемых к нему документов, подтверждающих заявленные требования;
  • заявление о признании гражданина несостоятельным (банкротом) рассматривается судом по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства);
  • предусматривается возможность заключения мирового соглашения, в том числе по результатам проведения процедуры медиации;
  • устанавливается порядок обжалования принимаемых судом в ходе рассмотрения дела о признании гражданина банкротом судебных постановлений, как тех, возможность обжалования которых предусмотрена Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (например, определения об оставлении заявления без движения, о приостановлении производства по делу и т.д.), так и тех, право на обжалование которых предоставлено законодательством о несостоятельности (банкротстве) (например, определения об утверждении перечня имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы, об отказе в утверждении мирового соглашения и др.).

            В связи с дополнением ГПК РФ главой 321 «Признание гражданина несостоятельным (банкротом)» законопроектом предусматривается внесение ряда корреспондирующих изменений в нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующие действия суда на стадии принятия искового заявления (статья 135), и нормы, определяющие основания для оставления судом заявления без рассмотрения (статья 222).

         Предлагаемые для внесения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающие порядок рассмотрения судами общей юрисдикции гражданских дел о признании гражданина несостоятельным (банкротом), могут вступить в силу только после того, как будет введен в действие институт банкротства гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

          Согласно пункту 2 статьи 231 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.

        Принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проектом федерального закона № 105976-6 вносятся изменения и дополнения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и иные федеральные законы в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника, а именно: в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ, Федеральный закон «О кредитных историях», Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

        Таким образом, после вступления в силу изменений и дополнений, вносимых в вышеуказанные федеральные законы, вводится в действие институт банкротства гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

             В связи с этим в статье 2 проекта федерального закона «О внесении изменений в ГПК РФ» предусмотрено, что он вступает в силу со дня вступления в силу изменений и дополнений, вносимых в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты   Российской   Федерации  в  части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника.

Информация взята с официального сайта:  «Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации». Адрес в сети «Интернет»: www.duмa.gov.ru

 

смотреть:

Посмотри статьи по теме:
Федресурс: Право Гражданина | Лицо: Bankrot_59Ru (09.07.2019) | Онлайн: О несостоятельности (банкротстве) E W
Читают: 3766 | Ликбез: предприятия, банкротство, арбитражный управляющий, Банкротство физических лиц, работа, 1 банкрот 59 ру | Несостоятельности: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar