Исполнение отдельных видов денежных обязательств

Исполнение отдельных видов денежных обязательств

Банкротство физических лиц РФ

Текущие обязательства

Проблемы правовой квалификации. В юридической литературе приоритет текущих обязательств определяется их значимостью при проведении процедур банкротства*(37). Исследование правого режима текущих обязательств показывает, что формулировка ст. 5 Федерального Закона о банкротстве 2002 г. позволяет относить к их числу для целей приоритетного удовлетворения практически любые обязательства, формально отвечающие признакам текущих, вне их связи с обеспечением функционирования должника, сохранностью имущества должника и проведением процедур банкротства*(38).

Это привносит элемент неопределенности в конкурсные отношения. Кредиторы не могут реально оценить процент удовлетворения их требований при ликвидации должника, поскольку обязательства конкурсной массы могут пополняться все новыми и новыми текущими требованиями формального порядка. В таком случае не может быть достигнута конечная цель конкурсного процесса - наиболее полное удовлетворение требований кредиторов при справедливом распределении конкурсной массы. Обеспечение юридического равенства кредиторов и повышение эффективности конкурсного процесса требует закрепления в законе адекватного конкурсным отношениям понятия текущего денежного обязательства с раскрытием его характеризующих признаков.

При квалификации денежных обязательств как текущих необходимым критерием должна выступать непосредственная связь обязательства с обеспечением функционирования должника, сохранностью имущества должника и проведением процедур банкротства. Закрепление этих положений на законодательном уровне позволит избежать формирования группы кредиторов с сомнительными требованиями, которая бы необоснованно пользовалась преимуществом перед конкурсными кредиторами только лишь в силу того, что требования кредиторов этой группы по чисто формальным признакам можно относить к разряду текущих.

 В качестве формально текущих обязательств можно рассматривать обязательства, возникшие после возбуждения дела о банкротстве по правилам о новации, об отступном, о замене исполнения, а также реституционные денежные требования при недействительности сделок, заключенных до возбуждения производства, производные денежные требования.

Очередность удовлетворения требований. При расчетах по текущим платежам не исключается конкуренция прав кредиторов. В этом отношении заслуживает внимания позиция Президиума ВАС РФ, содержащаяся в постановлении N 8614/01 от 12 апреля 2002 г., которая состоит в том, что внеочередные платежи исполняются с соблюдением очередности в порядке, предусмотренном ст. 855 ГК РФ.

 Судами всех инстанций, как отмечает Президиум ВАС РФ, не исследовано, нарушены ли при безакцептном списании денежных средств по спорному платежному требованию права других кредиторов, имеющих право на удовлетворение своих требований вне очереди*(39).

Поэтому актуален и вопрос о необходимости регулирования очередности по текущим платежам. Это обусловлено тем, что действующее законодательство о банкротстве не содержит прямых норм по установлению очередности удовлетворения требований по текущим обязательствам. Руководствуясь, применительно к текущим платежам, исключительно общей нормой гражданского права (ст. 855 ГК РФ), которая регулирует очередность списания денежных средств со счета клиента, пожалуй, нельзя достичь эффективного правового регулирования и справедливого распределения конкурсной массы при ее недостаточности для погашения всех обязательств.

Задачи конкурсного процесса и специфика конкурсных отношений требуют установления своих приоритетов в определении очередности удовлетворения требований по текущим обязательствам. Наиболее высокий приоритет среди текущих платежей должны иметь требования, связанные в первую очередь с обеспечением проведения процедур банкротства, такие как судебные расходы, расходы на публикацию объявлений и вознаграждение арбитражного управляющего.

Вполне допустимо использовать подходы, имеющиеся в германском Положении о несостоятельности, которое предусматривает иерархию в вопросе очередности удовлетворения требований текущего характера. Согласно § 209 указанного Положения, после объявления о недостаточности конкурсной массы для погашения всех ее обязательств в первую очередь погашаются процессуальные расходы, которые включают в себя судебные расходы и вознаграждение арбитражного управляющего и членов комитета кредиторов, за которыми следуют иные обязательства конкурсной массы, возникшие после объявления о ее недостаточности, и только затем - все прочие обязательства конкурсной массы.

Процессуальный порядок рассмотрения требований. В постановлении Пленума ВАС РФ N 29 от 15 декабря 2004 г. "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" значительное внимание уделено вопросам о судьбе требований кредиторов, имеющих текущий характер. Самый главный вывод, содержащийся в разъяснениях постановления Пленума, состоит, пожалуй, в том, что требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

На этом основном выводе базируются и многие другие важные положения анализируемого постановления Пленума.

В п. 39 постановления разъясняется, что при рассмотрении требований, предъявленных кредиторами в ходе внешнего управления, арбитражным судам необходимо иметь в виду, что по смыслу п. 1 ст. 5, абз. 3 п. 2 и п. 4 ст. 95 Закона о банкротстве 2002 г. для целей внешнего управления текущими являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия судом заявления о признании должника банкротом (независимо от того, наступил срок их исполнения до или во время внешнего управления), а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления (независимо от даты их возникновения).

Если при рассмотрении требования кредитора в рамках дела о банкротстве будет установлено, что оно относится к категории текущих, арбитражный суд в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ)*(40) выносит определение о прекращении производства по рассмотрению данного требования. До окончания внешнего управления такое требование подлежит рассмотрению в общем порядке, установленном процессуальным законодательством.

Можно сказать о почти полном единообразии арбитражной практики по рассмотрению текущих требований во внешнем управлении, поскольку она начала формироваться и фактически сложилась еще в период действия Закона о банкротстве 1998 г. Постановление Пленума лишь закрепило существующую практику.

Несколько сложнее обстоит дело с рассмотрением требований текущего характера в конкурсном производстве. Единообразию судебной практики в значительной мере мешает формулировка абз. 7 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве 2002 г., согласно которому все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 названного закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Изложение правовой нормы позволяет сделать лишь один вывод: содержащиеся в ней исключения не касаются текущих платежей, и требования по ним должны предъявляться только в ходе конкурсного производства. Именно так понимали эту норму многие кредиторы, обращаясь в арбитражный суд с заявлением об установлении размера текущих обязательств в конкурсном производстве; так же понимали ее и суды, рассматривая такие споры в рамках дела о банкротстве. То есть, норма абз. 7 п.  1 ст. 126 рассматривалась как специальная по отношению к норме ст.  5 Закона о банкротстве 2002 г.

Однако такое понимание правовой нормы не вполне соответствует природе текущих обязательств.

В Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", последняя редакция которого была принята 20 августа 2004 г., т.е. позже базового Закона о банкротстве 2002 г., изложение аналогичной правовой нормы позволяет толковать ее в соответствии с правовой природой текущих обязательств.

В соответствии с п. 4 п. 1 ст. 50.19 Закона о банкротстве кредитных организаций все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании сделок недействительными, о применении последствий их недействительности, а также требований по текущим обязательствам, предусмотренным ст. 50.27 данного закона, могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящей главой.

Такая формулировка правовой нормы позволяет со всей определенностью относить требования по текущим обязательствам к числу требований, которые, в отличие от общего правила, могут рассматриваться в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Существенное отличие в формулировках двух приведенных норм права, содержащихся в разных законодательных актах о банкротстве, но регулирующих аналогичные отношения, состоит всего лишь, как можно заметить, в разных падежных окончаниях словосочетаний, относящихся к текущим обязательствам.

Если бы юридическая техника изложения п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве 2002 г. была бы совершенна, вряд ли понадобилось бы разъяснение по ее применению со стороны ВАС РФ. Разъяснение, содержащееся в п. 45 Постановления Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"*(41), состоит в том, что при разрешении споров на стадии конкурсного производства следует учитывать, что исковые, а также иные требования по текущим обязательствам рассматриваются в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Это означает, что если при рассмотрении требования кредитора в ходе конкурсного производства будет установлено, что оно относится к категории текущих, арбитражный суд в соответствии с п. 1 ч. 1 ст.  150 АПК РФ выносит определение о прекращении производства по рассмотрению данного требования. То есть, суд должен поступить аналогичным образом, как и во внешнем управлении.

Обязательные платежи текущего характера. Как мы могли заметить, нормы законодательства о банкротстве, где достаточно определенно, а где нет, устанавливают по обязательным платежам за уполномоченным органом отдельные привилегии в сравнении с конкурсными кредиторами.

Однако есть сферы правового регулирования конкурсных отношений, где положение конкурсных кредиторов выгодно отличается от положения уполномоченного органа. Это касается режима текущих платежей в конкурсном производстве. В указанной процедуре банкротства требования конкурсных кредиторов текущего характера имеют приоритет перед обязательными платежами. Если требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве 2002 г.), то требования об уплате обязательных платежей удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов (п. 4 ст. 142).

Здесь, видимо, законодатель исходил из того, что возникновение налоговых обязательств в конкурсном производстве не связано с осуществлением хозяйственной деятельности налогоплательщика, а связано с необходимостью реализации имущества должника, что нужно для формирования денежной массы, направляемой на расчеты с кредиторами. Возникновение в такой ситуации обязательных платежей текущего характера не будет отвечать идее справедливого распределения конкурсной массы.

В практическом плане также достаточно актуален вопрос о допустимости отнесения публично-правовых санкций к текущим платежам. Вопрос может заключаться в том, распространяется ли на публично-правовые санкции режим текущих обязательств, если совершение правонарушения или привлечение должника к ответственности имело место после возбуждения дела о банкротстве?

В данном случае, пожалуй, возможен лишь один вариант ответа. Поскольку публично-правовые санкции по своей природе не являются обязательными платежами, они не охватываются нормой ст. 5 Закона о банкротстве 2002 г. и, соответственно, не могут удовлетворяться во внеочередном порядке. Удовлетворение таких денежных требований в приоритетном порядке не отвечает принципу справедливого распределения конкурсной массы и не является оптимальным способом разрешения конкуренции прав кредиторов.

Читать статьи по теме:
Категория: Банкротство физ лицам | Добавил: Bankrot_59Ru (25.06.2018) | Автор: Банкротство физических лиц РФ E W
Просмотров: 2094 | Теги: Банкрот, новости, деньги, банкротство, обязательства, политика | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar