1 Банкрот » Все публикации » Банкротство гражданина

Банкротство физических лиц презентация ликбез банкротов
Несостоятельность гражданина в РФ  Банкротство граждан должников физических лиц ИП определяется в Арбитражном суде законодательством Российской Федерации, Банкротство гражданина Все публикации 1 Банкрот

Банкротство физических лиц презентация ликбез банкротов

Принятие законопроекта позволит привести законодательство РФ

 Презентация: пояснение Минэкономразвития к проекту закона  банкротство физических лиц.

  Банкротство физических лиц  определяется законодательством Российской Федерации, как неспособность должника (гражданина) в полном объеме уплатить обязательные платежи и (или) удовлетворить требования долговых обязательств в связи с отсутствием денежных средств.

 Предусмотрены следующие варианты банкротства физических лиц:

-Банкротство гражданина,не относящегося к категории индивидуального предпринимателя;

-Банкротство индивидуального предпринимателя;

-Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства;

Условием для возбуждения дела о несостоятельности физ. лица является наличие установленных признаков банкротства:

 минимальный объем задолженности гражданина – не менее десяти тысяч рублей;

максимальная просрочка по погашению долга – 3 месяца после даты оговоренного исполнения долговых обязательств.

 Решение о признании несостоятельности (банкротство) физических лиц принимается арбитражным судом по месту жительства должника.

 Формально в России процедуру банкротства физических (как и юридических) лиц регулирует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 года. Законопроект «О реабилитационных процедурах в отношении гражданина-должника», являющийся отдельным законодательным актом о банкротстве физических лиц, на период 2011 года находится в Правительстве РФ в стадии рассмотрения.

 Согласно ст.7 и ст.8 действующего закона «О несостоятельности (банкротстве)», право на подачу заявления в арбитражный суд об инициировании процедуры банкротства физического лица имеют:

 Должник, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о предстоящем банкротстве или невозможности по каким-либо причинам выполнить уплату обязательных платежей и (или) исполнить денежные обязательства перед кредиторами в установленный срок.

 В заявлении должник указывает, принимаемую им, сумму долговых обязательств и обоснование причин невозможности удовлетворить данные требования.

 Должником может быть составлен и приложен к заявлению план планируемого погашения долговых обязательств. После согласования с кредитором, арбитражный суд утверждает или отклоняет данный план.

 Кредитор, в случае неисполнения физическим лицом своих долговых обязательств (сумма которых должна составлять не менее 10 тыс.руб.) на протяжении 3 месяцев и более.

 Долговой минимум для подачи заявления о банкротстве может быть достигнут суммой единого долга, путем совокупности требований по нескольким задолженностям (ряд кредитов, взятых в одном банке) или объединением требований нескольких кредиторов (кредиты, оформленные в нескольких банках).

Уполномоченный орган, в связи с неудовлетворением долговых обязательств по истечении тридцати дней после даты, оговоренной решением суда, третейского суда, арбитражного суда.

 Осуществление процедуры банкротства предполагает отсутствие у физ лица денежных средств, которые, в соответствии с законом об исполнительном производстве, взыскиваются с должника в первую очередь.

  В связи с этим, в данном случае, внимание судебных приставов распространяется на имущество должника.

 Взысканию подлежит имущество, за исключением: жилья (при условии, что оно единственное, пригодное для проживания); одежды и обуви; предметов домашней обстановки; призов и государственных наград.

 Если имущество должника находится в совместном владении, взыскание распространяется только на часть, принадлежащую должнику.

Дела о банкротстве (несостоятельности) физических лиц должны быть рассмотрены не позднее 7 месяцев с момента поступления заявлений в арбитражный суд,где выносится определение о признании должника банкротом и назначается Арбитражный управляющий.

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника»

История российского законопроекта о банкротстве граждан:
• 1998 – норма о банкротстве физических лиц прописана в законе «О несостоятельности (банкротстве)»
• 2002 – норма о банкротстве физических лиц продублирована в новой версии закона «О несостоятельности (банкротстве)»
• 2006 – Минэкономразвития разработало законопроект «О банкротстве физических лиц»
• февраль 2007 – Совет по кодификации гражданского законодательства при президенте РФ поддержал введение в действие правил о банкротстве граждан
• март 2008 – законопроект «О банкротстве физических лиц» внесен в Правительство• май 2008 – законопроект возвращен на доработку
• ноябрь 2009 – законопроект «О реабилитационных процедурах в отношении гражданина-должника» Минэкономразвития внесен в Правительство Российской Федерации
• март 2010 – премьер поручил правительству до июля 2010 года внести в Госдуму законопроект о банкротстве граждан

Внесение законопроекта о банкротстве физических лиц в Госдуму РФ к июлю 2010 года включено в План антикризисных действий Правительства РФ на 2010 год Проект федерального закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника» (далее – законопроект) направлен на совершенствование действующего гражданского законодательства, регулирующего правовое положение граждан-должников, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В настоящее время вопросы банкротства гражданина регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 25. Банкротство индивидуального предпринимателя), Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности).

При этом статьей 231 Закона о несостоятельности предусматривается, что положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.

В то же время расширение рынка ипотечного кредитования, потребительского кредитования и рост объема просроченной задолженности по кредитам обусловили необходимость адекватного законодательного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

В настоящее время выполнение задачи обеспечения развития рынка потребительского кредитования (что, безусловно, выгодно как физическим лицам, так и действующим в данном сегменте услуг кредитным организациям) значительным образом осложнено негативными ожиданиями потребителей (страх перед возможностью оказаться неспособным вовремя расплатиться с кредитной организацией).

В результате исполнительного производства гражданин-должник остается с минимумом имущества, что отнюдь не стимулирует деловую активность населения.

C другой стороны, действующее законодательство не отвечает интересам кредиторов, ограничивая их в возможности нормальными правовыми средствами взыскать по долгам. Единственная возможность для банка взыскать долги с неплатежеспособного заемщика – это исполнительное производство, суть которого заключается в обращении взыскания на имущество гражданина судебными приставами-исполнителями по требованию первого кредитора, обратившегося в суд с таким требованием.

 Кредиторы, не успевшие предъявить свои требования по причине незнания об исполнительном производстве или длительности рассмотрения в суде их требований, остаются ни с чем. Кроме того, это увеличивает издержки кредиторов в связи с необходимостью постоянного мониторинга должника, стимулирует кредиторов, в том числе кредитные учреждения, к использованию полукриминальных способов взыскания долгов (так называемая проблема «private enforcement of contracts»), что также увеличивает расходы на обслуживание кредитов и, соответственно, процентную ставку.

Наконец, если имущества гражданина недостаточно, банку выгоднее не забирать у должника последнее имущество, фиксируя в документах дефолт по выданному кредиту, а помочь должнику сохранить имущественный и социальный статус с реструктуризацией выплат по кредиту.
 
В связи с этим на данном этапе развития рыночных отношений представляется целесообразным законодательное закрепление так называемых «реабилитационных», «восстановительных» процедур в отношении граждан, признанных несостоятельными (банкротами).

 Мировая практика регулирования процедур банкротства исходит из признания института «потребительского банкротства» благом для добросовестного гражданина, поскольку позволяет ему в ходе одного процесса освободиться от долгов, предоставив для расчета с кредиторами свое имущество (правовая доктрина «fresh start»).
 
Необходимо отметить, что в зарубежном законодательстве, регулирующем отношения, связанные с банкротством, имеются достаточно успешные механизмы применения подобных процедур. Законопроект сконструирован с учетом опыта зарубежных законодателей в сфере разрешения проблем, связанных с потребительской задолженностью, в частности США (глава 13 Кодекса о банкротстве 1978 г.), Германии (Закон о банкротстве 1994 г.), Швеции (Закон о банкротстве и принятый в дополнение к нему Акт об освобождении от долгов) и др.

Законопроект направлен на расширение возможностей урегулирования задолженности физических лиц и предусматривает:


- наличия у него постоянного дохода;

- возможность введения реабилитационной процедуры, предусматривающей возможность реструктуризации долгов в соответствии с планом, утверждаемым арбитражным судом на срок до 5 лет;

 - предоставление должнику, оказавшемуся в сложном положении, возможности освободиться от долгов, предоставив кредиторам свое имущество и часть доходов (доктрина «fresh start»);

 - снижение рисков и расходов кредиторов в связи со сложностью взыскания долгов;

 - уменьшение расходов на администрирование процедуры банкротства гражданина.

Законопроект относится к гражданскому законодательству.

В законопроекте также содержатся нормы процессуального права, которыми устанавливаются особенности рассмотрения дела о банкротстве граждан арбитражными судами.

Законопроект предусматривает возможность для кредиторов или должника, при неплатежеспособности последнего, подать в арбитражный суд заявление о признании гражданина-должника несостоятельным (банкротом), с особенностями, вытекающими из существа правоотношений кредиторов с должником – физическим лицом.

В соответствии с законопроектом гражданин признается арбитражным судом банкротом, если установлена его неплатежеспособность, то есть неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Если не будет доказано иное, предполагается, что должник является не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Законопроектом также предусмотрено, что заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее чем 50’000 рублей и указанные требования не исполнены в установленный срок, за исключением случая, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом должник обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд.

Представляется целесообразным увеличить совокупный объем задолженности, достаточный для возбуждения дела о банкротстве гражданина, так как установленный в настоящее время размер задолженности 10’000 рублей не отвечает требованиям современной ситуации, в связи с тем, что размер расходов по делу о банкротстве, как правило, существенно превышает указанный размер задолженности.

С учетом размера задолженности, установленного в отношении юридических лиц, представляется целесообразным установить совокупный объем задолженности, достаточный для возбуждения дела о банкротстве гражданина, в размере 50’000 рублей.

В целях исключения возможности злоупотреблений со стороны должника посредством использования процедуры банкротства законопроектом предусматривается, что заявление должника может быть подано только при наличии средств на выплату вознаграждения арбитражному управляющему за два месяца.

По результатам проверки обоснованности заявления о банкротстве суд вводит в отношении должника-гражданина конкурсное производство на срок, составляющий 6 месяцев.

Введение данной процедуры означает приостановление взыскания по исполнительным документам, что отвечает международным принципам урегулирования потребительской задолженности, заключающихся в предоставлении должнику времени для изыскания наиболее приемлемых вариантов дальнейших расчетов с кредиторами («мораторий на предъявление требований к должнику»).

В ходе конкурсного производства должник вправе представить в арбитражный суд план реструктуризации долгов, составленный в соответствии с требованиями норм законопроекта и согласованный с большинством кредиторов. С даты утверждения плана реструктуризации долгов арбитражным судом вводится новая процедура, применяемая в деле о банкротстве гражданина – реструктуризации долгов.

Законопроектом сформулированы две группы основных требований, с учетом которых осуществляется разработка плана реструктуризации долгов, – требования к должнику, рассчитывающему на утверждение плана, и требования к самому плану, касающиеся его содержания.

Должник, представляющий план реструктуризации долгов, представляет в суд доказательства:

 - отсутствия неснятой или непогашенной судимости по уголовным делам за умышленные преступления в сфере экономики и непривлечения его в течение трех лет до принятия заявления о банкротстве к административной ответственности за хищение, а также умышленное уничтожение или повреждение имущества, преднамеренное или фиктивное банкротство; отсутствия фактов признания его банкротом в течение 5 лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов.

Указанные требования являются стандартными для законодательства многих зарубежных государств и призваны, во-первых, предоставить возможность восстановить свою платежеспособность возможно более широкому кругу лиц, а во-вторых – дать определенные гарантии добросовестности претендента на реструктуризацию долгов для кредиторов и арбитражного суда.

Аналогичные цели преследуют и установленные законопроектом требования к содержанию и процедуре утверждения плана реструктуризации долгов.

План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке, сроках и размере выплат, направляемых на удовлетворение требований всех кредиторов, и согласовывается должником с большинством кредиторов.

Согласованный план реструктуризации долгов утверждается арбитражным судом.

Вместе с тем законопроектом предусмотрена возможность утвердить план реструктуризации долгов и при отсутствии согласия кредиторов, в том случае, если планом предусмотрено полное удовлетворение требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, а также удовлетворение требований кредиторов третьей очереди в размере равном или большем, чем они могли бы получить при немедленной реализации имущества должника и распределении его доходов.

В целях защиты прав и законных интересов как должника-гражданина, так и его кредиторов, законопроектом предусматривается закрытый перечень оснований для отказа в утверждении плана реструктуризации долгов арбитражным судом и отмены уже утвержденного плана.

Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина ограничен пятью годами, чего в большинстве случаев достаточно для успешного завершения расчетов с кредиторами и освобождения от долгов.

Установленный пятилетний срок полностью соответствует мировой практике разрешения проблем, связанных с потребительской задолженностью.

В целях минимизации расходов на проведение процедуры банкротства арбитражный управляющий, осуществляющий свои полномочия в период реструктуризации долгов (финансовый управляющий), утверждается по ходатайству кредиторов на весь период реструктуризации долгов либо на определенный срок.

При этом расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему возмещает кредитор (кредиторы), настоявший на его введении в процесс.

В случае успешного выполнения плана реструктуризации долгов гражданин освобождается от долгов, сохраняя при этом активную социальную позицию.

Если гражданин, напротив, в силу тех или иных причин все же не сумел расплатиться с кредиторами в ходе реструктуризации долга, арбитражный суд выносит определение об отмене плана реструктуризации долгов, признании гражданина банкротом и переходе к конкурсному производству, в ходе которого активы должника, включаемые в конкурсную массу, распределяются между ними пропорционально суммам их требований.

Для защиты стабильности банковской системы и экономического оборота в целом законопроектом предусматривается ряд ограничений как для должника, признанного банкротом, так и для должника, успешно осуществляющего (или осуществившего) план реструктуризации долгов.

Данные ограничения касаются, прежде всего, возможности повторной подачи гражданином на себя заявления о признании его банкротом и реструктуризации новых долгов (установлен пятилетний «период ожидания» между предыдущей и последующей процедурами банкротства), а также получения новых кредитов в банках без указания на факт признания гражданина банкротом.

В целях исключения возможности злоупотреблений со стороны должника законопроект также предусматривает определенные негативные последствия для должников, в отношении которых установлен факт преднамеренного или фиктивного банкротства, либо неправомерных действий при банкротстве. Согласно законопроекту в случае, если должник привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство, если такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданин не освобождается от обязательств.

Принятие законопроекта потребует ряд изменений в законодательные акты Российской Федерации, предусмотренных проектом федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника».

Реализация мер, предлагаемых законопроектом, позволит стимулировать граждан-должников и их кредиторов к цивилизованным методам реструктуризации потребительской задолженности.

Принятие законопроекта позволит привести законодательство Российской Федерации о банкротстве в соответствие с текущей рыночной ситуацией.

смотреть:
Каталоги сайта

  Читать все публикации:
Ликбез: : Банкротство гражданина | Онлайн: Bankrot_59Ru | Слово: физических, лиц, банкротство, презентация
Читают: 5867 | Читает: | Бесплатно: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar