menu

Действия арбитражного управляющего пошаговая инструкция
17.10.2013, 14.30.57

 Действия арбитражного управляющего пошаговая инструкция

На вопросы нашего издания отвечает главный государственный налоговый инспектор УФНС России по Нижегородской области Наталья Викторовна Коваленко.

- Наталья Викторовна, к новому отделу, образованному в управлении МНС России, перешли функции прежней структуры, которая занималась делами по финансовому оздоровлению и банкротству. Какую главную задачу ставит перед собой вновь образованная служба в Вашем регионе?

- В условиях конкуренции, обязательного признака свободных экономических отношений, многие субъекты предпринимательской деятельности не могут выполнить принятые на себя обязательства, что неминуемо влечет их финансовую несостоятельность.

Рассматривая несостоятельность или банкротство как неизбежное следствие и необходимое условие развития современных экономических отношений, государство через созданные им службы и организации стремится упорядочить общественные отношения, складывающиеся по поводу несостоятельности (банкротства), создать правовой режим, способный обеспечить баланс частных и публичных интересов различных субъектов права, вовлеченных в процедуры банкротства.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной » была упразднена Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству.

Функции по принятию нормативных правовых актов в сфере, относящейся ранее к компетенции ФСФО России, были переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, а функцию по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства Федеральной налоговой службе России (далее — ФНС России).

Во исполнение Указа Президента РФ было принято Постановление Правительства РФ N 257 от 29.05.2004 г. «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах » (далее — Постановление Правительства РФ № 257), согласно которому органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, является ФНС России.

Основными направлениями деятельности ФНС России в рамках реализации функций уполномоченного органа являются: подготовка и принятие решений о подаче (или при наличии определенных условий — отложении их подачи) в суд заявлений о признании должников банкротами и направление в арбитражный суд соответствующих заявлений; подготовка документов для представления в деле о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды и требований Российской Федерации по денежным обязательствам; участие в подготовке документов о банкротстве и реализации соответствующих процессуальных прав при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражными судами. Участие в выборе саморегулируемой организации арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом; участие в осуществлении контроля за реализацией процедур банкротства организаций; обобщение и анализ информации о ходе дел о банкротстве и процедурах банкротства.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 257 в случае неисполнения должником требований Российской Федерации в размере, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», уполномоченный орган не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа либо по истечении 30 дней с даты получения уведомления (уведомлений) о наличии задолженности по обязательным платежам или денежным обязательствам перед Российской Федерацией от федеральных органов исполнительной власти, обязан принять решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в 5-дневный срок со дня принятия решения о его направлении. Это правило распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Таким образом, любой участник имущественного оборота, не уплативший налоги и иные обязательные платежи в течение трех (для отдельных категорий — шести) месяцев и в размере, превышающем для юридических лиц — 100 тысяч (для отдельных категорий — 500 тысяч) рублей, для граждан — 10 тысяч рублей, становится лицом, участвующим в деле о банкротстве.

- Какие предприятия сегодня попадают в процедуры банкротства? Каким образом изменилась ситуация на рынке услуг по банкротству?

- За три с половиной года ФНС России на территории Нижегородской области было инициировано 3 941 дело о банкротстве организаций и индивидуальных предпринимателе, в том числе по отсутствующим должникам — 2 858, то есть 1 083 предприятий и индивидуальных предпринимателе на момент подачи заявления осуществляли финансово-хозяйственную деятельность, но обладали признаками банкротства (т. е. имели просроченные обязательства перед бюджетом и сумма обязательств превышала стоимость принадлежащего им имущества).

Из предприятий и организаций, находящихся или находившихся в процедурах банкротства, восстановительные процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение) были введены арбитражным судом в отношении 34 предприятий (что составляет лишь 3% от общего количества возбужденных в суде дел о банкротстве). Таким образом, подавляющее большинство дел о несостоятельности (банкротстве) заканчивается в суде процедурой конкурсного производства.

Следует отметить, что за период с 2005г. по 1-ое полугодие 2008г. в отношении 211 предприятий и организаций погашена задолженность по обязательным платежам в сумме 247 млн. руб., производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении них в арбитражном суде прекращено.

- Какова, на Ваш взгляд, роль в этих процессах арбитражных управляющих?

- Арбитражный управляющий является одним из лиц, участвующих в деле о банкротстве. В соответствии с п. 6 ст. 24 Федерального закона № 27-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, а также нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, возложенных Федеральным Законом.

И есть немало положительных примеров деятельности арбитражных управляющих на предприятиях-банкротах региона.
В случаях ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей уполномоченный орган обращается с жалобой на действия (бездействие) арбитражного управляющего в следующие органы: в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой является арбитражный управляющий; в Федеральную регистрационную службу; в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с Законом о банкротстве, правил профессионально деятельности арбитражного управляющего, установленных Правительством, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от своих обязанностей либо исключения арбитражного управляющего из числа членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Так, по жалобе ФНС России в 2007 году отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего стратегического предприятия — ОАО «Нижегородское предприятие «» Кузьминых В. В., являющийся членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Алья», ввиду непредставления в сроки, установленные Законом о банкротстве, собранию кредиторов на утверждение плана внешнего управления.

В 2006 году исключен из числа членов Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация независимых арбитражных управляющих «» арбитражный управляющий Дюков И. В. за недобросовестно выполнение обязанностей арбитражного управляющего и нарушение правил профессионально деятельности арбитражного управляющего и деловой этики.

В 2008 году по результатам рассмотрения жалоб ФНС России за ненадлежащее исполнение обязанностей конкурсного управляющего Дисциплинарной комиссией Некоммерческого партнерства «Национальная гильдия арбитражных управляю» принято решение о возложении на Филипьева Е. А. меры ответственности в виде обращения с предложением об исключении его из числа членов Некоммерческого партнерства «Национальная гильдия арбитражных управляю».

Одной из проблем, возникающих в работе уполномоченного органа с арбитражными управляющими, является расходование конкурсной массы на проведение процедур банкротства, служащей источником удовлетворения требований кредиторов.

Действующий Закон о банкротстве не предусматривает механизма прямого влияния кредиторов на объемы расходов арбитражного управляющего. Так, Законом о банкротстве не определен размер расходов на оплату труда привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности специалистов. На практике весьма распространена схема, когда недобросовестными арбитражными управляющими формируется многочисленный штат с завышенными окладами по осуществлению юридического сопровождения процедур, по ведению бухгалтерского учета, и при этом договоры на осуществление данных услуг заключаются с аффилированными консалтинговыми фирмами.

В результате этого все средства от реализации имущества должника расходуются на сопровождение процедуры конкурсного производства без погашения не только требований кредиторов, включенных в реестр требований должника, но и текущей задолженности.

Неисполнение арбитражными управляющими обязанности по уплате текущих платежей в ходе конкурсного производства также серьезная проблема.
Конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации организации-должника, цели которой — проведение продажи имущества должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет средств, поступивших от реализации конкурсной массы.

На практике нередки случаи, когда в конкурсном производстве предприятие-должник в течение полутора — трех лет продолжает активную хозяйственную деятельность, конкурсным управляющим сдаются декларации, расчеты, по которым начисляются текущие обязательные платежи. При этом, ввиду противоречий между Законом о банкротстве и Налоговым кодексом текущие обязательные платежи, возникшие в конкурсном производстве, арбитражным управляющим не уплачиваются, поскольку в соответствии со статьей 134 Закона о банкротстве такие платежи внеочередными не признаются.


главный государственныйналоговый инспектор УФНС России по Нижегородской области
 Наталья Викторовна Коваленко.

смотрим по теме:Каталоги сайта
Ликбез открытые файлы по теме:
Ликбез: Банкротство вопросы | Добавил: Bankrot_59Ru | Теги: арбитражный управляющий, банкротство, процедура, Закон
Просмотров: 2858 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar