menu

07.28.12
Несостоятельность банкротство физических лиц с долгами

 Несостоятельность банкротство физических лиц с долгами

  Несостоятельность банкротство физических лиц с долгами

6 ВОПРОСОВ ПО БАНКРОТСТВУ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 

Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев принял участие во II Всероссийской конференции «Судебная реструктуризация задолженности. Институт банкротства физических лиц в России», организованной информационным агентством AK&M, проходившей в Президент-Отеле.

Выступая, А.Мурычев заявил, что РСПП в целом поддерживает законопроект, который должен, в первую очередь, помочь нашим гражданам успешно решить проблему своих долгов. Законопроект дает возможность гражданину реструктурировать долг, получить рассрочку по его уплате, заключить мировое соглашение с кредиторами с целью прекращения производства по делу о банкротстве и т.д. Также законопроект должен помочь и банкам, снизив количество невыплаченных кредитов и уменьшив потерю клиентов.

В то же время в законопроекте, отметил А.Мурычев, содержится ряд положений, которые необходимо обсудить.

Во-первых, нормы Законопроекта включают индивидуального предпринимателя в единый правовой режим с должником-гражданином. Статус индивидуального предпринимателя носит двоякий характер: с одной стороны на индивидуального предпринимателя распространяются нормы, регулирующие правовое положение граждан, с другой стороны, деятельность индивидуального предпринимателя упорядочивают нормы законодательства, регламентирующие деятельность юридических лиц.

Если рассматривать задолженность физического лица по потребительскому кредиту и задолженность по кредиту индивидуального предпринимателя, связанному с предпринимательской деятельностью, то они явно несоразмерны. В связи с этим, если для должника – гражданина сумма задолженности в размере пятидесяти тысяч – существенная сумма задолженности, то для индивидуального предпринимателя подобные суммы задолженности несущественны, что может повлечь за собой фиктивные банкротства индивидуальных предпринимателей.

Нормы Законопроекта привлекут внимание недобросовестных бизнесменов, выступивших личными поручителями по кредитам своих компаний. Для них процедура выгодна снятием обременений с личного имущества и временного запрета на выезд за рубеж, так как с подачи должником заявления о банкротстве в арбитражный суд и открытия конкурсного производства в соответствии с положениями Законопроекта вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, а также приостанавливается исполнительная процедура.

Полагаем целесообразным прописать в законопроекте особый порядок, регулирующий банкротство индивидуального предпринимателя.

Во-вторых, законопроектом предусматривается, что заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом, если требования к такому гражданину в совокупности составляют не менее чем пятьдесят тысяч рублей. Указанная сумма несоразмерна затратам, которые возникают при рассмотрении дела о признании гражданина банкротом, целесообразно рассмотреть возможность увеличить сумму, например до 200 тыс. руб.

В-третьих, согласно законопроекту, на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, включённых в план реструктуризации долгов, утверждённый арбитражным судом, начисляются проценты в размере одной второй ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату утверждения плана реструктуризации долгов.


В то же время при введении различных процедур банкротства для юридических лиц Закон предполагает начисление процентов в размере полной ставки рефинансирования. Установление пониженного процента при банкротстве граждан неоправданно, поскольку даже ставка рефинансирования объективно не соответствует уровню стоимости заёмных средств, а проценты в размере половины ставки рефинансирования прямо ущемляют интересы кредиторов, поскольку уменьшают реальный размер задолженности перед ними. Целесообразно установить одинаковый размер начисляемых процентов для процедур банкротства физических и юридических лиц.

Кроме того, подчеркнул А.Мурычев, в интересах обеих сторон необходимо установить более простой механизм согласования пониженной ставки процентов – по требованию конкретного кредитора достаточно достичь соглашения о снижении процентного бремени с этим кредитором.

В-четвертых, представляется важным ввести обязательную досудебную процедуру урегулирования задолженности гражданина перед кредиторами. Такая процедура будет способствовать предупреждению случаев неоправданной реструктуризации долгов и оплаты нецелесообразных расходов по делу о банкротстве, уменьшающих размер имущественной (конкурсной) массы гражданина. При её несоблюдении арбитражный суд должен отказать в принятии заявления должника о банкротстве.

В-пятых, законопроект наделяет должника вне зависимости от размера его обязательств перед кредиторами целым рядом полномочий, непосредственно затрагивающих права кредиторов и третьих лиц.

По сути, должнику предоставляется право самому решать, кому он будет погашать долги, а кого не включит в реестр, не допустит к участию в собрании кредиторов.

При этом, в отличие от действий арбитражного управляющего, обжаловать действия должника и привлекать его к реальной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей сложно. В этом случае кредиторы лишаются обычных способов правовой защиты.

Таким образом, следует сделать участие арбитражных управляющих в деле о банкротстве граждан обязательным.

В целях исключения заинтересованности гражданина-должника и арбитражного управляющего в проведении процедуры банкротства с ущемлением прав кредиторов, целесообразно исключить возможность указания заявителем конкретной кандидатуры финансового управляющего, сохранив возможность выбора только СРО.

В-шестых, в законопроекте необходимо более четко прописать процедуру реструктуризации долгов. В частности, утверждения плана реструктуризации долгов арбитражным судом, должно быть только после одобрения собранием кредиторов. В законопроекте отсутствует механизм персонального уведомления кредиторов о введении процедуры банкротства физического лица, помимо размещения информации в общем Едином федеральном реестре. Целесообразно усовершенствовать систему уведомления кредиторов в случаях введения процедуры банкротства.

В настоящее время, подчеркнул А.Мурычев, РСПП совместно с Комитетом Государственной Думы по вопросам собственности готовит поправки к законопроекту ко второму чтению. Уверен, мы сможем выработать конструктивные предложения, обеспечивающие баланс интересов заемщиков и кредиторов, а закон о банкротстве физических лиц станет хорошим инструментом для формирования стабильного рынка кредитования граждан в нашей стране.

По материалам Секретариата РСПП.

Постоянный адрес статьи: Читать ещё

 

Посмотри страницы по теме:
Прикрепления: Картинка 1 · Картинка 2
Федресурс: Лицо Банкротства | Сегодня: 2829 | Онлайн: Bankrot_59Ru | Ликбез: блог клерка, банкротство 2013, банкротъ с долгами, о банкротстве, о несостоятельности 59ру, банкротство ип 2013, физических лиц с долгами, несостоятельность, 59ру | Несостоятельности: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar